Новости

Аналитический материал: Сравнение систем добровольной лесной сертификации, работающих в России.

Ассоциация «НЛО» поддерживает инициативу экспертов Ассоциации «НРГ» по аналитическому сравнению Российских систем добровольной лесной сертификации.
Установлено: на момент проведения анализа в России в той или иной степени, работают пять систем добровольной лесной сертификации.

Для наглядности приведена таблица в порядке появления систем.
В таблице отображены следующие обязательные характеристики:

- наименование держателя системы;
- ссылка на сайт системы;
- запись в едином реестре зарегистрированных систем добровольной лесной сертификации Росстандарта;
- количество органов по сертификации (далее – ОС);
- количество выданных сертификатов;
- и др.

Ознакомиться с анализом экспертов Ассоциации «НРГ» можно на сайте журнала «Леспроминформ» (https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=6491), а также на сайте системы «Лесной эталон», которую поддерживает Ассоциация «НРГ» (https://forest-etalon.org/tpost/xi5sg5sco1-sravnenie-treh-sistem-dobrovolnoi-lesnoi). Ознакомиться с комментариями на подготовленный аналитический материал экспертами Ассоциации «НРГ» можно на сайте Ассоциации «НЛО» (https://устойчивыйлес.рф/tpost/9jppsvcgr1-o-ne-dvoinih-standartah-ili-kak-kuyutsya). В упомянутых выше публикациях идет речь о стандартах лесоуправления.

Как в любой другой сфере, в лесной сертификации качество предоставляемой услуги напрямую зависит от квалификации и профессионализма исполнителя, то есть Органа по сертификации.

Анализ Систем производится в порядке их появления:

1 СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ ЛЕСНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ «ЛЕСНОЙ ЭТАЛОН».

Система «Лесной эталон» первая система, созданная в России с момента ухода с рынка международных систем добровольной лесной сертификации. В системе применен принцип реверс-инжиниринга - все нормативные документы являются немного модифицированной копией стандартов FSC, а также полностью используются некоторые стандарты FSC, без изменений, такие как перечень групп продукции. На модернизацию требований применяемых в FSC к ОС у Системы ушло больше года. Система опубликовала свои документы 25 июля 2023 года. (https://forest-etalon.org/tpost/3hg7xio9p1-utverzhdeni-rukovodstva-sistemi-lesnoi-e). До 25 октября 2023 года (через три месяца после опубликования документов) ОС должны были привести свои системы менеджмента в полное соответствие с документами Системы.

По состоянию на 01.02.2024 года Система приостановила уполномочивание 6 из 10, т.е. более половины ОС, по причине несоответствия требованиям. Еще два ОС не приостановлены, хотя в области их аккредитации отсутствуют профильные стандарты Системы добровольной лесной сертификации (СТО). Примечательно, что оба эти ОС имеют интересную историю аккредитации в FSC. У одного органа по сертификации, ASI исключило Россию еще в 2015 году из области аккредитации по лесоуправлению, из-за выявленных нарушений. У второго органа по сертификации аккредитация по FSC в настоящий момент приостановлена ASI по тем же причинам – выявленные ASI нарушения ОС при проведении сертификации.

С нашей точки зрения преемник FSC должен быть последовательным в полной мере: не только использовать нормативные документы, но и принципиально следовать принятым системой требованиям, в особенности в части качества сертификации. Таким образом, уполномочивание ОС, лишенного аккредитации – это нарушение основных принципов родительской системы.

Практически два года сертификаты Системы «Лесной эталон» выдавались органами по сертификации, которые не соответствовали требованиям. В первый год своего функционирования, у Системы отсутствовали собственные требования к органам по сертификации, а требования FSC для ОС, которые Система использовала, в полной мере не контролировались.

Для понимания, требования к ОС системы «Лесной эталон», незначительно отличаются от требований FSC, следовательно для ОС не должно было составить труда выстроить свою работу в соответствии с «новыми» требованиями Системы.

На сегодня ОС с приостановленным уполномочиванием выдали 334 сертификатов, а это 61 % от всех выданных сертификатов. Еще 70 сертификатов или 13% выдали два ОС, у которых в области аккредитации отсутствуют профильные стандарты Системы. Таким образом из 547 сертификата только 143 (26%) сертификат выдан ОС, которые полностью соответствуют требованиям Системы.

Принимая решения о приостановке уполномочивания ОС, которые на 01.02.2024 не смогли подтвердить соответствие требованиям, Система признала существующие проблемы и важность качественного оказания сертификационных услуг. 74 %, сертификатов выданы ОС, которые не подтвердили свое соответствие требованиям, а как следствие утверждение о легитимности трех четвертей выданных сертификатов, по нашему мнению, очень напоминает ГРИНВОШИНГ – фраза, которую очень часто упоминали сотрудники национального офиса FSC России.

Возможно ли было этого избежать и какие были тому предпосылки:

Мы считаем, что избежать описанных последствий было вполне возможно! Нужно было только своевременно выявлять и минимизировать подобные риски.

Предпосылки:

1. Неразборчивость в предоставлении уполномочивания.

Система не имела четкой и публичной процедуры по уполномочиванию. Уполномочивание получали, как бывшие филиалы международных ОС, так и компании, создаваемые их бывшими сотрудниками, которые никогда не имели в России собственные отделы качества или специалистов отвечающих за внедрение систем менеджмента программ по аккредитации. Такие филиалы или представительства исключительно оказывали услуги по оценке, что кардинально отличается от управления программами по аккредитации.

2. Система уполномочивала организации, которые многие годы занимались консалтинговой деятельностью по системам FSC и/или PEFC. Свои первые сертификаты данные структуры выдали своим же «старым» клиентам, что является грубейшим нарушением основополагающего принципа сертификации – беспристрастности и отсутствия конфликта интересов.

3. Система не отреагировала должным образом на обнаруженные факты выдачи сертификатов без проведения аудитов (https://forest-etalon.org/tpost/6u67p4uv31-rezultati-proverki-organov-po-sertifikat) и (https://forest-etalon.org/tpost/6u67p4uv31-rezultati-proverki-organov-po-sertifikat) ). После выявленного факта по необоснованно выданным сертификатам, Система продемонстрировала всем, как она поступает с грубейшими нарушениями правил сертификации. Для ОС после выявления грубейших нарушений было достаточно провести аудиты по тем сертификатам, которые были необоснованно выданы. Таким образом, фактически была проведена коррекция нарушения, без необходимого по аккредитации, анализа причин произошедшего нарушения и внедрения корректирующих действий, и соответственно к этому ОС не было применено никаких санкций. По крайней мере в публичном пространстве об этом нет никаких упоминаний.

4. Выбранный Системой независимый орган по контролю качества (НОКК) (аналог ASI в FSC) не соответствует требованиям опубликованным в конкурсной документации (https://forest-etalon.org/tpost/1osv23dxv1-konkurs-nezavisimii-organ-po-kontrolyu-k). Такие несоответствия касаются как формальных требований самой Системы, так и фундаментальных требований стандартизации, например:

- должна быть организацией, имеющей опыт работы в сфере добровольной сертификации не менее 5 лет - организация, выбранная в качестве НОКК зарегистрирована 4 (Четыре) года назад (на момент проведение конкурса 3,5 года).

- согласно основополагающему стандарту ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 – п. 4.4.13 Деятельность органа по аккредитации не должна представляться как связанная с консультированием или другими услугами, которые представляют неприемлемый риск для беспристрастности - полное наименование организации, выбранной в качестве НОКК, содержит словосочетание КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР, а на сайте этой организации есть предложения для арендаторов лесных участков, в улучшении Системы лесоуправления для выполнения требований добровольной лесной сертификации. Единственным видом ОКВЭД организации является консультирование.

- ряд других менее явных предпосылок.

Пусть не сразу, но Система признала факт того, что важны не только хорошие стандарты, устанавливающие требования для соответствия претендентов/держателей сертификатов Системы, но и качество оказываемых услуг по сертификации органами по сертификации, уполномоченными самой Системой «Лесной эталон». Надеемся, что через год сможем констатировать, что Система гарантирует качество сертификации не хуже, чем ее именитый предшественник.

2 СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ «УСТОЙЧИВЫЙ ЛЕС»

Система «Устойчивый лес» публично заявила о своем создании после регистрации в едином реестре Росстандарта - 05.09.2022 г. Первая самостоятельная Система основанная на Национальных и международных требованиях, использующая опыт международных систем и применяет существующие знания в области устойчивого развития, стандартизации и аккредитации.

Для утверждения окончательных требований, Системе «Устойчивый Лес» потребовалось чуть больше, двух месяцев (https://устойчивыйлес.рф/docs).

Процесс уполномочивания ОС полностью соответствует ГОСТ ISO/IEC 17011-2018:

1. ОС вместе с заявкой предоставляет полный комплект документов в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065 – 2012 (ISO/IEC 17065:2012) и/или ГОСТР ИСО/МЭК 17021- 1-2017 (ISO/IEC 17021-1:2015) – в зависимости от области уполномочивания.

2. При отсутствии аккредитации в национальной Системе аккредитации, после тщательной проверки документов, ОС присваивается статус кандидата.

3. Уполномочивание выдается только после получения аккредитации в национальной системе аккредитации или проведения аудита под надзором эксперта Системы.

4. Ежегодный надзор со сторон Системы.

5. В случае выявления рисков, дополнительный надзор может проводиться за конкретным аудитором или держателем сертификата.

В настоящий момент в Системе два ОС имеют статус кандидатов на уполномочивание по лесоуправлению.

ОС не получают аккредитацию в национальной системе по причине законодательной коллизии:

Федеральная служба по аккредитации (далее – Росаккредитация) не может оказывать услугу по аккредитации систем менеджмента на соответствие требованиям добровольных систем сертификации, хотя такая возможность указана в Статье 24.1. п. 1. Федерального закона N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Росаккредитация в своей работе, руководствуется приказом Минэкономразвития России от 16.08.2021 № 496 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, …..» где в примечаниях под четырьмя звездочками <****> в указанном столбце должны быть указаны датированные ссылки на официально опубликованные национальные стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента.

Простыми словами Росаккредитации не важно, что там в ФЗ, у них в образце под звездочками все четко написано.

Николай Сычев, Исполнительный директор Ассоциации «НЛО», так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Как эксперт Белорусского государственного центра по аккредитации (далее – БГЦА), могу сказать следующее, органы по сертификации работающие только в конкретных системах добровольной сертификации и не оказывающие услуги по сертификации на соответствие ГОСТ, таких как ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001 и д.р, должны иметь возможность получать аккредитацию на соответствие ГОСТР ИСО/МЭК 17021-1-2017, с включением в область аккредитации документов системы добровольной сертификации.

Возможно, из-за таких ограничений Росаккредитация много лет не могла сталь полноправным членом международного форума по аккредитации (IAF), ведь для того, чтобы стать полноправным членом IAF необходимо пройти строгую проверку и стать подписантом Соглашения о многостороннем признании MLA.

БГЦА же, долгое время был подписантом MLA и без проблем оказывает услуги по аккредитации ОС систем менеджмента в системах добровольной сертификации, более того, все органы по аккредитации подписанты MLA, оказывают услуги по аккредитации ОС систем менеджмента в системах добровольной сертификации».

Ассоциация «НЛО» как держатель Системы обращалась с соответствующими запросами в Росстандат и Росаккредитацию, к сожалению, результата нет. В планах обратиться за разъяснениями в Минэкономразвитие.

Возвращаясь к ОС Системы «Устойчивый Лес», получить уполномочивание через прохождение надзорных оценок со стороны экспертов Системы, ОС не могут, из-за отсутствия спроса. Учитывая, что оба ОС являются единственными в России получившими аккредитацию по лесной сертификации в национальной системе аккредитации, в соответствии со строгими требованиями взятыми из FSC, можно сделать вывод, что все ОС - кандидаты, соответствуют требованиям Системы.

3 СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ SFMRU/38200

Единственная Система, не зарегистрированная в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Росстандарта. По этой причине Система сама вольна устанавливать себе правила.

Системой установлены требования, чтобы Органами по аккредитации для органов по сертификации лесоуправления и цепочки поставок древесины и продукции из древесины были национальные органы по аккредитации стран-членов ЕАЭС.

В России уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции национального органа Российской Федерации по аккредитации - Федеральная служба по аккредитации (Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации"). Однако на сайте, Системы указан еще один Российский орган по сертификации, не являющийся национальным. Второй орган по аккредитации является отраслевым аккредитационным органом в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.

Из открытых источников не удалось установить является ли Система или держатели сертификатов Системы, подконтрольными Ростехнадзору.

Все три органа по сертификации Нотифицированные в Системе, аккредитованы не в Национальном органе по аккредитации.

Согласно базе выданных сертификатов в Системе выдано 33 сертификата, определить количество действующих сертификатов невозможно, так как у трех выданных сертификатов не указан статус, еще один «действующий» сертификат выдан не Нотифицированным ОС, также не понятно, чем отличаются отмененные и аннулированные сертификаты.

В базе сертификатов, индивидуальный подход к публичным документам.

В единичных сертификатах выложены в публичный доступ копия сертификата с приложениями и краткий отчет по аудиту. В большинстве случаях краткие отчеты отсутствуют.

В конце 2022 - начале 2023 годов ряд сертификатов цепочки поставок, выданы на соответствие стандартов двух Систем сертификации SFMRU/38200 и «Ответственное лесопользование» (SFMRU/38200). Это, как если бы ранее ОС выдавали один сертификат цепочки поставок на FSC и PEFC.

Именно эту Систему один из крупнейших холдингов привел в качестве альтернативы, Системы сертификации поддерживаемой Леруа Мерлен, ошибочно указав, в своем письме в Минпромторг (https://t.me/greenserpent/19240), что Система зарегистрирована в РФ.

С одним из сертификатов данного холдинга происходят странные метаморфозы:

Информация из базы данных: Сертификат под номером RSC-SFMRU/38200-000003, АО «Сегежский ЦБК», сертификат выдан 20.11.2023 г., дата окончания 19.11.2028 г.

В документах прикреплены: копии сертификатов и отчеты, именно во множественном числе, так как одна копия сертификата и отчет содержат даты, совпадающие с базой данных: выдан - 20.11.2023 г., действителен до - 19.11.2028 г., в другой копии сертификата, указано: выдан - 10.01.2024, действителен до - 09.01.2029. (https://pefc.ru/rc/reestr-vydannykh-sertifikatov-sfmru-38200/rsc-sfmru-38200-000003/)

Еще более интересно то, что во второй копии сертификата появляется стандарт ISO 38200:2018 г, которого не было в первой копии.

И самое удивительное, что ни в первой версии документов (сертификате и отчете) ни во второй, нет информации о стандарте лесоуправления. Получается, что групповое объединение получило сертификат лесоуправления на соответствие группового стандарта и стандарта цепочки поставок, без оценки на соответствие требованиям стандарта лесоуправления.

Изюминка этого сертификата - даты проведения аудитов, указанные в отчетах:

- в первом случае ноябрь 2023-март 2024,

- во втором январь-март 2024 г.

Получается, что аудит будет проводиться после даты выдачи сертификата. На чем в таком случае основано принимаемое решение о выдаче сертификата органом по сертификации?

Справочно: в рамках требований аккредитационных стандартов, Сертификат выдается только на сновании соответствующего решения, которое принимается по результатам проведения анализа предоставляемой аудиторами информации, в том числе после подтверждения, что цели аудита были достигнуты.

Цели любого аудита — это подтверждение выполнения требований стандарта, что невозможно установить без проведения аудита, тем более невозможно это выполнить при сертификации лесоуправления.

Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 статья 21, п. 3. Говорит о том, что Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Формулировка «Может быть…» не является требованием обязательным к исполнению.

В случае регистрации Система обязана выполнять базовые требования, касаемо аккредитации ОС, названию стандартов и т.д. в случае же отсутствия регистрации – система никому, ничего не обязана.

4 СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ «ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ» (SFMRU/38200)

Система, зарегистрированная в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Росстандарта, некоторые путают ее с предыдущей системой.

В правилах функционирования Системы указано, что ОС должны быть аккредитованы в национальной системе аккредитации.

На момент написания статьи в Системе нет не одного Нотифицированного органа по сертификации, количество сертификатов выданных, легитимных – 0. Однако есть несколько сертификатов в тандеме с сертификатами предыдущей Системы, выданные ОС у которого отсутствует аккредитация в национальной системе аккредитации.

5 СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЕСНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ» (НСЛС)

Последняя появившиеся в России система добровольно лесной сертификации. Разработчиком и владельцем Системы является ФГБУ «РСТ». Информация о данной Системе появилась в конце 2022 года, 14 апреля 2023 года Система была зарегистрирована, документы Системы утверждены в октябре-декабре 2023 года. Это единственная Система, которую смогли зарегистрировать без Стандартов организации (Далее – СТО), всем остальным системам добровольной лесной сертификации оказывали в регистрации пока не были предоставлены СТО.

Самостоятельная Система со своим подходом к ряду ключевых моментов. Единственная Система добровольной лесной сертификации, которая позволяет сертифицировать продукцию, в дополнении к лесоуправлению и цепочки поставок.

Единственная Система добровольной лесной сертификации, ОС которой должны соответствовать требованиям только одного аккредитационного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065 – 2012, Система не требует, чтобы ОС проводящие аудит лесоуправления соответствовали требованиям ГОСТР ИСО/МЭК 17021 – 1-2017. Для этих целей в Правилах функционирования системы применяется понятие «процессы лесоуправления». В связи, с этим отсутствует необходимость проведения основного аудита лесоуправления в два этапа (предварительный и основной), как это было принято в международных системах добровольной лесной сертификации.

Правилами уполномочивания установлены ограничения для ОС, в виде необходимости аккредитации в национальной системе аккредитации более трех лет, интересно, что в форме заявки на уполномочивание необходимо приложить копии документов, подтверждающие пятилетний срок аккредитации.

Международные системы лесной сертификации, которые работали в России более 20 лет, не требовали аккредитацию в национальной системе аккредитации, требование Системы по трех(пяти)-летнему сроку аккредитации, способны выполнить только определенное количество ОС:

Первый вариант — это крупные ОС, которые помимо лесной сертификации занимались другими видами сертификации. В настоящее время есть два таких ОС, оба с интересной историей взаимодействия с FSC, о них писали выше, кроме того, оба эти ОС никогда не работали в PEFC.

Второй вариант — это ФБУ «Центры стандартизации и метрологии» (Далее – ЦСМ), дочерние организации ФГБУ «РСТ», есть практически в каждом субъекте России, но они никогда не оказывали услуги по добровольной лесной сертификации.

Пока в реестре уполномоченных лиц Системы числятся два ОС, один из первого варианта, другой из второго. Согласно реестру аккредитованных лиц Росаккредитации, в области аккредитации данных ОС пока отсутствуют документы НСЛС. Согласно порядку уполномочивания данное требование обязательно. Скорее всего, ОС еще не хватило времени, так как один из ключевых документов для аккредитации утвержден только в декабре 2023 года, а процесс аккредитации занимает минимум два-три месяца. Возможно, если Система сделала исключение для уполномочивания первых ОС, то Система будет готова предоставить уполномочивание ОС, имеющим аккредитацию менее трех(пяти)-лет, но подтвердившим высокое качество предоставления услуг по сертификации.

Система «НСЛС», наверное, самая интересная по своей новизне и подходу. Возможно, ей удастся убедить другие национальные и международные системы добровольной лесной сертификации, что к сертификации лесоуправления не нужно относиться как к системе менеджмента, тогда не будет преград к международному признанию. Пока же все национальные системы добровольной лесной сертификации, как близких - Белоруси и Китая, так и далеких - США и Канады, сертификацию лесоуправления относят с сертификации систем менеджмента и предъявляют соответствующие требования к своим ОС.

Подводя итоги, можно сказать, что за неполные два года, произошли существенные изменения в области добровольной лесной сертификации.

Отсутствие достоверной информации о качестве сертификационных услуг породил на Российском рынке добровольной лесной лесных сертификации – рынок лимонов (это значит, если покупатели не владеют информацией о качестве товара в той же мере, что и продавцы, плохие товары вытесняют хорошие вплоть до полного исчезновения рынка)

Конкуренция внутри страны это возможность улучшиться, становиться качественнее и устойчивее. Сейчас, в моменте, можно ничего не делать, пользуясь покровительством и поддержкой крупных холдингов, ретейлеров, государства, но, когда откроются экологически чувствительные рынки, что мы сможем предложить миру?

Призываем всех не жить здесь и сейчас, а смотреть в будущее. Сможет ли конкретная Российская Система выжить в будущем, в конкуренции с международными системами, завит от того, что мы делаем прямо сейчас.

Подписывайтесь на наш телеграмм - канал, чтобы не пропустить важные обновления. https://t.me/UstoychiviyLes