При сравнении трех систем добровольной лесной сертификации эксперты ассоциации «НРГ» в сводной таблице приводят Требования стандартов в отношении аспектов лесоуправления.
Ассоциация «НЛО» дает комментарии только по системе добровольной лесной сертификации «Устойчивый Лес», держателем которой она является. Ниже разберем и разъясним ряд пунктов, о которых упоминается в сводной таблице.
С высоты своего опыта эксперты делают вывод, что система «Устойчивый Лес» для сохранения природоохранных лесов опирается только на требования законодательства и приводят ряд утверждений или указывают на отсутствие требований стандарта вообще.
Возможно, эксперты что-то не заметили (читать: не преднамеренно упустили). Мы всегда готовы оказать свою экспертную помощь: научим, покажем, расскажем.
Итак, разберемся вместе:
О ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.
Анализ экспертов показал, что система «Устойчивый Лес» требует только: «отказа «по возможности» от сжигания порубочных остатков».
Смотрим, какие требования содержит стандарт:
п. 11.3.4.4 Организация должна постоянно увеличивать результативность противопожарных мероприятий.
Примечание:
– Результативность противопожарных мероприятий можно увеличить путем постоянного обучения и тренировки сотрудников, обновления техники и оборудования пунктов сосредоточения пожарного инвентаря, полного и своевременного выполнения противопожарных мероприятий согласно проектам освоения лесов и др.
п. 11.4.2 Профилактика и тушение лесных пожаров
п. 11.4.2.1 Организация должна обеспечить своевременное и качественное выполнение противопожарных мероприятий в соответствии с проектом освоения лесов или планами, установленными лесничествами (территориальными отделами органов исполнительной власти в области лесных отношений).
п. 11.4.2.2 Организация должна определить и своевременно обеспечить наличие ресурсов (человеческие, финансовые и др.), необходимых для борьбы с лесными пожарами, в т.ч. на смежных лесных участках, в соответствии с распоряжениями лесничеств (территориальных отделов органов исполнительной власти в области лесных отношений).
Мы понимаем, информации много, можно и упустить. Но, мы подчеркиваем важность и обязательность выполнения этих пунктов. Если и сейчас остались недопонимания, просим обращаться к нам снова за разъяснениями.
О БИОТОПАХ.
Внимательно заглянем в действующее законодательство РФ.
Согласно п. 16 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, при заготовке древесины в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках могут сохраняться отдельные деревья в любом ярусе и их группы (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных).
Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества.
Все лесохозяйственные регламенты и проекты освоения лесов в обязательном порядке содержат нормативы и параметры объектов биологического разнообразия и буферных зон, подлежащих сохранению при осуществлении лесосечных работ. Во многих субъектах РФ разработаны региональные рекомендации по сохранению биологического разнообразия при рубках.
Включать какие-либо конкретные ключевые биотопы в стандарты или другие документы системы не рационально и, даже рискованно, так как учесть все биотопы разных субъектов РФ не представляется возможным.
Смотрим на примере:
Сравним перечень биотопов, приведенный в приложении «С» стандарта лесоуправления FSC, состоящий из 18 типов, и практическое руководство по сохранению объектов биологического разнообразия при лесозаготовительных работах на территории Красноярского края, которое содержит 27 типов биотопов.
Как показывает практика, подавляющее большинство претендентов на сертификат/держателей сертификатов и аудиторов при работе удовлетворяются именно перечнем ключевых биотопов, приведенным в приложении к стандарту лесоуправления, при этом даже не заглядывают в лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов и рекомендации по сохранению биоразнообразия для конкретного субъекта. Это происходит из-за ошибочного ожидания специалистов по сертификации и аудиторов, что разработчики стандарта уже учли все рекомендации, так как приложение к стандарту содержит перечень ключевых биотопов.
Подведем итог. Перечень ключевых биотопов, скорее большой минус для стандарта лесоуправления, так как увеличивает риски утраты редких, специфических биотопов.
ТРЕБОВАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ МЛТ.
Действительно, в стандарте нет привычных для экспертов FSC терминов и четких указаний по сохранению конкретного процента площади ценных участков.
Попытаемся рассказать более доступно:
Компания, желающая получить сертификат соответствия, должна использовать наилучшую доступную информацию для выявления и определения режима пользования лесами, имеющими природоохранную ценность - пункт 11.2.1.2.
Термины и определения.
Наилучшая доступная информация (Best Available Information) - данные, факты, документы, мнения экспертов, результаты полевых исследований и консультаций с ЗС, которые являются наиболее достоверными, точными, полными и/или уместными к моменту проведения оценки и могут быть получены с помощью разумных усилий и затрат пропорционально масштабу и интенсивности хозяйственной деятельности, а также с точки зрения подхода принятия мер предосторожности.
Таким образом, заявитель на сертификацию при подготовке к сертификации и поддержании сертификации должен выявить и определить режим пользования природоохранных лесов. Сюда относятся, как участки выделенные в соответствии с законодательством РФ, так и участки, выделенные по рекомендациям природоохранных, местных организаций или местного населения.
КОНСУЛЬТАЦИИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ.
По мнению экспертов консультации с заинтересованными сторонами для выявления и сохранения культурных и других социальных ценностей могут быть разовыми действиями.
Обратимся к нашему стандарту, чтобы все-таки понять, о чем тут речь на самом деле:
п. 11.6.1.2 Организация должна регулярно проводить консультации с соответствующими ЗС для выявления и регистрации значимых культурных мест и ценностей.
В большом объеме информации и правда можно запутаться, мы все-таки верим, что злого умысла дезинформировать ответственные предприятия на самом деле не было, даже если на первый взгляд именно так и кажется.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА.
Листая стандарт, эксперты случайно упустили следующее требование стандарта по безопасности и охране труда:
п 11.7.4.2 Организация должна обеспечивать и использовать надлежащие средства индивидуальной защиты, соответствующие требованиям, указанным в таблице 1 Инструкции МОТ «Безопасность и охрана труда при лесотехнических работах» (2001), а также действующему законодательству.
СВОБОДНОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ (СПОС)
Разбираемся, в чем суть:
На наш взгляд, абсолютно не нужная функция стандарта FSC, включенная в национальный стандарт FSC России по требованию международного FSC, так как, фактически, дублирует процесс консультаций с заинтересованными сторонами для выявления и управления лесами, имеющими природоохранную ценность.
СТРУКТУРА СТАНДАРТА.
Теперь расскажем о структуре наших стандартов, как оказалось, и тут возникают недопонимания.
Почему же в системе «Устойчивый Лес» значительная часть стандарта лесоуправления (равно как и других стандартов) посвящена неспецифическим для лесоуправления требованиям (лидерство, планирование, средства обеспечения, оценка, улучшение и т. д.)?
Обратимся к первоистокам:
Международная организация по стандартизации ИСО - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов, созданная в 1946 году. Членами организации являются национальные органы по стандартизации, которые представляют интересы своей страны в ИСО, а также представляют ИСО в своей стране. В настоящее время в ИСО входят представители 167 стран.
Так вот такая организация как ИСО на основании множества исследований пришли к выводу как должны выглядеть стандарты и определили структуру, что за чем выполняется.
Если посмотреть национальный стандарт лесоуправления FSC, то видно, что он точно также содержит те же неспецифические для лесоуправления требования, только они не структурированы, а содержатся в разнобой по всему стандарту. На наш взгляд, это усложняет стандарт и утяжеляет его понимание.
Вот некоторые примеры:
Лидерство – Критерий 1.8. Организация должна демонстрировать долгосрочную приверженность принципам и критериям FSC для единицы управления и соответствующим политикам и стандартам FSC. Заявление о такой приверженности должно быть включено в публично доступный* документ, находящийся в открытом бесплатном доступе.
Планирование – ПРИНЦИП 7: ПЛАНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВА.
Оценка (мониторинг) - ПРИНЦИП 8: МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА, плюс Критерий 9.4. Организация должна регулярно осуществлять мониторинг изменения статуса ВПЦ и адаптировать стратегии ведения хозяйства для обеспечения их эффективной охраны. Масштаб мониторинга должен быть пропорционален масштабу, интенсивности и риску хозяйственной деятельности и осуществляться при взаимодействии с затронутыми сторонами, заинтересованными сторонами* и экспертами.
Улучшение - Критерий 8.3. Организация должна анализировать результаты мониторинга и оценок, а также учитывать сделанные выводы в процессе планирования.
Если общую часть стандарта системы лесоуправления и лесопользования системы «Устойчивый Лес» рассматривать не отдельно, а в рамках неразрывной системы, тогда четко видна структура стандарта, которая вписывается в концепцию ИСО.
Для детального разбора каждого пункта мы готовы провести семинар и дать подробные разъяснения.
Во избежание поспешных выводов и для полноценного анализа, рекомендуем всегда обращаться к первоисточнику. Если что-то не понятно, вы всегда можете обратиться к нам напрямую.
Чтобы не пропустить важные и интересные новости подписывайтесь на наш телеграмм-канал https://t.me/UstoychiviyLes